Обучение персонала

Дебаты по поводу методологического индивидуализма

Результаты этих исследований

У методологического индивидуализма долгая история, но проникать в социальные науки он начал лишь в конце XVIII — начале XIX в., в трудах утилитаристов и либералов. Среди его предшественников можно назвать Джереми Бентама и других либеральных мыслителей XVIII—XIX вв. Джон Стюарт Милль писал: “Законы общественных явлений суть (и не могут быть ничем иным) законы активных и пассивных проявлений людей”, т. е. “закон[ы] индивидуальной человеческой природы” — и продолжал: “Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами” (Mill, 1875, vol. 2, p. 469).

По всей видимости, сам термин “методологический индивидуализм” был придуман в 1908 г. Йозефом Шумпетером, но подлинную популярность он приобрел благодаря Людвигу фон Мизесу, который в своей монографии, посвященной общим проблемам экономической науки, одним из первых осветил основополагающие моменты этой доктрины. Мы будем опираться главным образом на точные определения фон Мизеса. С его точки зрения, принцип методологического индивидуализма означает признание того факта, что “все действия производятся индивидами” и “коллектив не существует вне деятельности отдельных членов” (Mises, 1949, р. 42).

Не следует упускать из виду, что, внедряя в экономическую науку явное обсуждение этого принципа, фон Мизес в то же время признает (хотя и не разделяет) некоторые противоположные точки зрения. Он явно отдает себе отчет в контраргументах типа индивид — это бессодержательная абстракция; личность — всегда элемент социальной целостности; все мы продукты социальной эволюции; разум и язык, от которых зависят мысль и действие, очевидно, суть явления общественные. Фон Мизес даже готов признать, что “в области человеческой деятельности реально существуют общественные образования. Никто не рискнет отрицать, что нации, государства, муниципалитеты, партии, религиозные общины являются реальными факторами, определяющими ход человеческих событий” (Ibid., р. 41—42). Коль скоро некоторые приверженцы методологического индивидуализма уже согласны с этими контраргументами, нет смысла сводить полемику к тому, чтобы вновь и вновь их подтверждать, не вникая глубже в затрагиваемые проблемы.

Много исследований было проведено в 50—60-е годы, но тогда этими вопросами занимались исключительно социологи, экономисты же их игнорировали2. Так или иначе результаты этих исследований до конца неясны, и до сих пор остается немало путаницы.

Навести порядок в несметном множестве зачастую противоречащих друг другу тезисов, выдвинутых в ходе этих исследований, помогают ценные работы Стивена Люкса (Lukes, 1968, 1971, J973). Он указывает, что методологический индивидуализм следует отличать от “тривиального социального атомизма”, т. е. от банальных утверждений типа “общество состоит из индивидов” или “институты — это люди плюс правила и роли”. Методологический индивидуализм — это нечто гораздо более значимое, нежели тривиальный социальный атомизм, хотя его часто путают с последним. Он предлагает объяснение общественных явлений в терминах индивидуального поведения (Lukes, 1968).

На заметку.

Нашел группу вконтакте, где лежат видео уроки игры на гитаре. Вот название группы — http://vk.com/samouchiteligrynagitare

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория