Обучение персонала

Дюркгейм о невозможности чистого контракта

Дюркгейм о невозможности чистого контракта рациональный расчет

Изучив эту либерально-утилитаристскую аргументацию и отвергнув ее, Эмиль Дюркгейм выдвинул в своей классической работе “Разделение труда в обществе” совершенно иную теорию. Как мы увидим ниже, он утверждает, что ответ на проблему социальной интеграции следует искать не в гоббсовском правителе, появляющемся как deus ex machina, а в самом микрокосме контракта и обмена.

Как мы уже отмечали, одна из главных характеристик контракта состоит в том, что он является результатом намерений как минимум двух индивидов и соглашения между ними. Но действительно ли контракт во всей своей целостности не более чем выражение желаний и рациональных расчетов заинтересованных сторон? Дюркгейм критикует либерально-утилитарист- скую традицию, основываясь на утверждении существования и на самом деле необходимости неконтрактных элементов во всех социальных отношениях, даже при хорошо развитых рынках и разделении труда. “Совершенно верно, что договорные отношения, которые были вначале редки или совсем отсутствовали, умножаются по мере разделения социального труда”. Но, оставаясь в рамках либерально-утилитаристской традиции, нельзя осмыслить тот факт, что “в то же время развиваются недоговорные отношения” (Durkheim, 1984, р. 154—155).

Дюркгейм указывает, что хотя, вообще говоря, наличие явно выраженного соглашения — необходимое условие любого контракта, имеющего законную силу, в его создании участвуют элементы, которые нельзя свести к выражению намерений какого-либо индивида12. “В договоре не все договорно” (Durkheim, 1984, р. 158)*. Любому контракту сопутствуют факторы, регулирующие и скрепляющие его, которые не сводятся к намерениям или соглашениям индивидов. Дюркгейм утверждает, что помимо взаимных обязательств, обусловленных контрактом, существует “органическая” социальная солидарность.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория