Обучение персонала

Истории и бессознательное обучение

Истории и бессознательное обучение

Ученые уже знают, что разные части мозга, от­правляя свои “электронные сообщения” другим его отделам, используют разную “частоту” или разные волны — примерно так же, как делаем мы, переключая телевизор на разные программы. Существуют четыре различных уровня активно­сти мозга:

Бета-волны. Сознательный, бодрствующий мозг. Действует со скоростью 14—21 цикл в секунду.

Альфа-волны. Расслабление на фоне бодр­ствования. Действует со скоростью 7—14 ци­клов в секунду.

Тета-волны. На грани засыпания. Действует со скоростью 4—7 циклов в секунду.

Дельта-волны. Глубокий сон. Действует со скоростью 0,5—4 цикла в секунду.

На первый взгляд кажется, что чем быстрее ра­ботает мозг (бета-ритм), тем быстрее он вос­принимает информацию, усваивает и запоми­нает ее. Но это не так. Ученые доказали, что основная часть того, чему мы научились и что запомнили, очень отличается от того, чему нас и учили.

Достаточно вспомнить все те рекламные сло­ганы, которые мгновенно всплывают в нашей па­мяти, чтобы понять, какое огромное количество информации мы воспринимаем — почти что слу­чайно, — в то время как наше внимание направле­но на что-то другое.

В действительности наше обучение происхо­дит в основном на бессознательном уровне. И как ни парадоксально, чаще всего обучению способ­ствуют медленные волны мозга, особенно альфа и тета. Эти волны запускают работу бессознатель­ного и создают ощущение комфорта и расслабле­ния. Именно в таком состоянии мы позволяем уму “блуждать”, видеть образы и находимся в состоя­нии повышенной концентрации. В таком состоя­нии мы можем дать полную свободу творческому воображению и, конечно же, наиболее восприим­чивы к обучению.

Именно этот принцип использовал болгар­ский психолог Георгий Аозанов. В 50-х годах он создал метод “суггестопедии”, или, как его называют чаще, “системы ускоренного обуче­ния”. Лозанов обнаружил, что студенты наи­более эффективно усваивали и запоминали но­вую информацию, когда скорость волн их мозга снижалась примерно до 7—14 циклов в секунду, то есть до альфа-уровня. Он выяснил, что осо­бенно помогает достичь этого состояния опреде­ленная музыка, ритм которой снижает частоту сердечных сокращений до 50—70 ударов в ми­нуту. Самые лучшие результаты давала музыка барокко, особенно произведения Баха, Генделя и Вивальди.

Но более глубоких уровней активности моз­га, соответствующих альфа и тета волнам, можно достичь и с помощью других методов — релак­сации, глубокого дыхания, медитации, и конечно же, рассказывания историй. История — очень естественное и простое средство снижения актив­ности мозга. Любой родитель, который пытает­ся уложить спать свое чадо, подтвердит научные факты и расскажет вам об усыпляющем действии историй!

Когда же людям рассказывают истории в контексте бизнеса, и в формальной, и в нефор­мальной обстановке, они обычно воспринимают такую ситуацию как безопасную. От них не требу­ется активного участия, здесь нет никакого риска, в отличие от кошмарных “ролевых игр” или более традиционных упражнений для “снятия напря­жения”! История просто вызывает чувство рас­слабления и повышает восприимчивость к новой информации.

Сила историй заключена в следующем: пока наше сознание занято содержанием и сюжетом истории, бессознательное напрямую восприни­мает ее скрытое сообщение. Мы, рассказчики, должны осознавать эту силу и быть уверенными в том, что наши истории влияют на слушателей позитивно.

 

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория