Обучение персонала

История и процесс обучения

Ученье — Свет

Исследователь Роджер Сперри обнаружил (1964), что каждое из полушарий мозга челове­ка отвечает за определенную психическую и ин­теллектуальную активность. Правая часть мозга, с которой связана левая сторона тела, отвечает за способность мечтать, творческую одаренность, во­ображение и восприятие искусства, цвета, музыки и ритма. Левая часть мозга контролирует правую сторону тела и интеллектуальные способности: речь, логику, линейное мышление, счет и воспри­ятие цифр.

Но эти “половинки” нельзя назвать незави­симыми друг of друга. Связь между ними поддер­живает сложный механизм, который называется “мозолистым телом”. Благодаря ему сотни фраг­ментов информации очень быстро перемещаются из полушария в полушарие в обоих направлениях.

Обычно у человека доминирует либо левое, либо правое полушарие мозга, и с помощью раз­личных опросников, например Hermann Brain Dominance Instrument (HBDI), можно опреде­лить, какое полушарие доминирует у каждого из нас. Но считать себя “правополушарным” или “левополушарным” — значит ограничивать свою свободу, потому что каждый из нас может исполь­зовать оба полушария. Гораздо разумнее — осо­бенно с точки зрения обучения — найти способы, позволяющие в одинаковой степени использовать и развивать оба полушария. Мозг похож на муску­лы — используй, или потеряешь!

Истории требуют активности обоих полу­шарий и от рассказчика, и от слушателя. Левое занято восприятием и обработкой слов и после­довательностью событий, а правое отвечает за во­ображение, зрительные образы и творчество.

Роберта и Джеральд Эванс исследовали (1989), каким образом можно эффективно ис­пользовать истории, метафоры и аналогии с точки зрения следующих когнитивных механизмов про­цесса обучения:

Конкретизация

Усвоение

Структуризация

Конкретизация

Истории помогают нам найти смысл в том, что мо­жет казаться слишком отвлеченным или сложным, связывая это с осязаемыми и конкретными приме­рами. Например, концепции постановки целей, ре­шения проблем или бенчмаркинга (метод контроля; особая управлен­ческая процедура внедрения в практику работы ор­ганизации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов) можно проил­люстрировать с помощью очень простой истории, вроде “Тюбика зубной пасты), потому что слушателям становится легко связать эти концепции с совершенно реальной и конкрет­ной ситуацией, со своим личным опытом.

Усвоение

Обучение — это постоянный процесс интеграции новой информации с уже существующей в нашей памяти. История, особенно традиционная вол­шебная сказка или случай, который мог произойти с каждым из нас, актуализирует уже имеющуюся в мозгу информацию и заставляет взглянуть на нее по-новому. Истории особенно полезны, когда нуж­но представить новую тему группе слушателей, не имеющих фундамента знаний, на который они мог­ли бы опереться. В такой ситуации история может стать для группы ориентиром.

Например, сцена встречи Алисы с Чешир­ским котом из “Алисы в Стра­не чудес” известна всем; почти все мы в детстве сталкивались с этим эпизодом. Тогда мы понима­ли его смысл буквально. Но когда мы слышим эту историю сейчас, став взрослыми людьми, в кон­тексте “постановка целей” или “решение проблем” она немедленно становится примером уместной и практичной модели решения повседневных про­блем. Когда я спрашиваю членов группы: “Как связана эта сцена с тем, как мы планируем и ста­вим цели?”, — все они могут дать ответ! Они ис­пользуют как точку отсчета детские воспоминания и на их основе усваивают новую информацию.

Структуризация

Те, кому новые знания предлагают в виде историй, способны применить новые концепции в других ситуациях, не связанных непосредственно с той, в которой эти знания были получены. Другими словами, они создают новые структуры знаний, обобщают их и переносят в новый, совершенно от­личный от прежних, контекст.

Например, группа, которая однажды анализи­ровала сказку “Репка”, смогла выде­лить в ней несколько ключевых пунктов, напрямую относящихся к основам создания команды и име­ющих отношение к более общим аспектам менед­жмента, например влиянию и коммуникации.

Роберта и Джеральд Эванс провели се­рию экспериментов с двумя группами студентов (1989). Обеим группам в течение 45 минут чи­тали лекцию, но в одной при этом использовали истории, метафоры и притчи, а в другой — нет. До и после эксперимента обеим группам задавали вопросы.

 Во-первых, оказалось, что те, кто слушали истории, более точно и полно запомнили новую информацию. Во-вторых, те, кто слушали исто­рии, лучше структуризировали информацию, то есть могли применять новые концепции в иных ситуациях и в более широком контексте, чем сту­денты из другой группы.

Другой исследователь, П. Р. Дж. Симонс, изучал (1984) влияние историй и наглядных ана­логий на процесс обучения довольно сложным ве­щам, например представлению об электричестве. В его исследовании принял участие 61 человек — ученики начальных и средних классов школы и студенты колледжей. После сеанса обучения ис­пытуемые заполняли тест из 40 пунктов, в кото­ром были вопросы по поводу фактического содержания нового материала.

Он обнаружил, что использование в процессе обучения историй и наглядных аналогий привело к повышению успеваемости всех испытуемых. Ре­зультаты тестов показали: те, кого обучали с по­мощью историй, гораздо лучше поняли тему, и у них возникло более полное представление о взаимосвязи концепций, чем у тех, кому историй не рассказывали.

Если вы достигли нового уровня профессионального развития,  а ваше руководство не осознает этого, то пришло время сменить работу. Вам стоит посетить кадровые агентства Екатеринбурга, где вам помогут найти работу достойную Вас.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория