Истории и скрытые сообщения
Использование в процессе обучения историй, особенно метафорических по своей природе, вызывает важные вопросы: “Объяснять или не объяснять? Стоит ли вам, тренеру или менеджеру, раскрывать скрытое сообщение только что рассказанной истории? Или лучше хранить молчание и оставить людей в догадках и собственных размышлениях? Уверены ли вы, что слушатели “услышали” именно то сообщение, которое вы хотели им передать? Или нужно все-таки провести дискуссию и обсудить, каким люгло бы быть это сообщение?”
Однозначных ответов нет: многие авторы придерживаются разных мнений. Томас Стихт считает (1993): в ситуации обучения многозначные истории могут быть опасны, так как предполагают такое множество различных интерпретаций, что это ставит под угрозу качество обучения; он говорит, что с помощью истории рассказчик должен стремиться внести ясность, а не заставлять слушателей теряться в догадках.
С другой стороны, Хью Петри и Ребекка Оушлег утверждают (1993): ясность и понимание возникают как раз благодаря замешательству, вызванному неоднозначностью метафоры. Они описывают четыре стадии влияния историй на процесс обучения:
1. “Отклонение” — слушатель рассматривает ситуацию как проблему и знает, что ему нужно найти способ ее решения.
2. “Восприятие метафоры” — человек воспринимает историю, слушая рассказчика или читая книгу.
3. “Реализация метафоры” — человек ведет себя по-новому, так, как предлагается в истории, и наблюдает, разрешена ли первоначальная проблема.
4. “Коррекция действий” — в зависимости от результатов, которые приносит новое поведение, могут потребоваться некоторые корректировки для полного устранения первоначальной проблемы.
Я считаю, что с точки зрения дилеммы “объяснять или не объяснять”, прежде всего, вы сами, рассказчик, должны четко представлять себе, с какой Целью рассказываете историю и насколько важно,
Я считаю, что с точки зрения дилеммы “объяснять или не объяснять”, прежде всего, вы сами, рассказчик, должны четко представлять себе, с какой Целью рассказываете историю и насколько важно,
учитывая эту цель, донести до аудитории именно
то сообщение, которое вы стремитесь передать.
Если вы используете историю как средство релаксации в конце дня, то, вероятно, лучше оставить людей в состоянии расслабления и позволить им самостоятельно размышлять о значении истории. Для этого можно использовать такие истории из моей книги:
“Пророк”
“Шаги великана”
“Автобиография в пяти коротких главах” “История Атланта”
“Моток шерсти”.
Если история — короткий анекдот или юмористическая метафора и ее смысл очень прост, лучше его не раскрывать. Ведь этим вы рискуете свести на нет эффект неожиданности и юмора, а кроме того, вызвать у слушателей напряжение. Они могут подумать, что вы считаете, будто они не в состоянии самостоятельно понять смысл истории. По вербальной или невербальной реакции аудитории вы всегда поймете, “уловила” она суть, или нет. К этой категории можно отнести такие истории:
“За что Спящая Красавица отдала бы все на свете”
“Тюбик зубной пасты ’
“Софи получает урок”
“…И я не шучу!”
“Перси-кольчуга"
“Все эти булочки!”