Обучение персонала

Истории и скрытые сообщения

Использование в процессе обучения историй, особенно метафорических по своей природе, вы­зывает важные вопросы: “Объяснять или не объ­яснять? Стоит ли вам, тренеру или менеджеру, раскрывать скрытое сообщение только что рас­сказанной истории? Или лучше хранить молча­ние и оставить людей в догадках и собственных размышлениях? Уверены ли вы, что слушатели “услышали” именно то сообщение, которое вы хо­тели им передать? Или нужно все-таки провести дискуссию и обсудить, каким люгло бы быть это сообщение?”

Однозначных ответов нет: многие авторы придерживаются разных мнений. Томас Стихт считает (1993): в ситуации обучения многознач­ные истории могут быть опасны, так как предпо­лагают такое множество различных интерпрета­ций, что это ставит под угрозу качество обучения; он говорит, что с помощью истории рассказчик должен стремиться внести ясность, а не застав­лять слушателей теряться в догадках.

С другой стороны, Хью Петри и Ребекка Оушлег утверждают (1993): ясность и понимание возникают как раз благодаря замешательству, вы­званному неоднозначностью метафоры. Они опи­сывают четыре стадии влияния историй на процесс обучения:

1. “Отклонение” — слушатель рассматривает ситуацию как проблему и знает, что ему нуж­но найти способ ее решения.

2.      “Восприятие метафоры” — человек вос­принимает историю, слушая рассказчика или читая книгу.

3.      “Реализация метафоры” — человек ведет себя по-новому, так, как предлагается в исто­рии, и наблюдает, разрешена ли первоначаль­ная проблема.

4.      “Коррекция действий” — в зависимости от результатов, которые приносит новое поведе­ние, могут потребоваться некоторые коррек­тировки для полного устранения первоначаль­ной проблемы.

Я считаю, что с точки зрения дилеммы “объяснять или не объяснять”, прежде всего, вы сами, рас­сказчик, должны четко представлять себе, с какой Целью рассказываете историю и насколько важно,

Я считаю, что с точки зрения дилеммы “объяснять или не объяснять”, прежде всего, вы сами, рас­сказчик, должны четко представлять себе, с какой Целью рассказываете историю и насколько важно,

учитывая эту цель, донести до аудитории именно

то сообщение, которое вы стремитесь передать.

Если вы используете историю как средство релаксации в конце дня, то, вероятно, лучше оставить людей в состоянии расслабления и позволить им самостоятельно размышлять о значении истории. Для этого можно исполь­зовать такие истории из моей книги:

“Пророк”

“Шаги великана”

“Автобиография в пяти коротких главах” “История Атланта”

“Моток шерсти”.

историяЕсли история — короткий анекдот или юмористическая метафора и ее смысл очень прост, лучше его не раскрывать. Ведь этим вы рискуете свести на нет эффект неожидан­ности и юмора, а кроме того, вызвать у слу­шателей напряжение. Они могут подумать, что вы считаете, будто они не в состоянии самостоятельно понять смысл истории. По вербальной или невербальной реакции ауди­тории вы всегда поймете, “уловила” она суть, или нет. К этой категории можно отнести та­кие истории:

“За что Спящая Красавица отдала бы все на свете”

“Тюбик зубной пасты ’

“Софи получает урок”

“…И я не шучу!”

“Перси-кольчуга"

“Все эти булочки!”

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория