Обучение персонала

Как использовать сказки и истории

 речь

Скажем, вы проводите семинар для руководителей высшего звена, посвященный коммуникации с сотрудниками и клиентами компании, или собираетесь обсудить на встрече сотрудников отдела проблемы общения, недавно возникшие в команде. И в том, и в другом случае было бы неплохо найти историю, которая помогла бы вам прояснить и проиллюстрировать то, о чем пойдет речь. Во-первых, задайте себе два вопроса:

1.         Какие аспекты коммуникации я хочу рассмотреть? Например: опасность предположений, забота о клиентах, уважение “карт реальности” других людей и т.д.

2.         Для чего я хочу рассказать историю? Например: чтобы открыть дискуссию, начать тренинг и т.д.

Определив свою цель, вы можете сделать следующее:

Обратиться к таблице историй, чтобы найти истории, лучше всего соответствующие темам, которые вы хотите затронуть, например “коммуникация” и “забота о клиентах”.

Пролистать истории, обращая внимание на разделы “Вступление”, “Мораль” и “Темы для размышления”, чтобы обнаружить, каким образом использую эти истории я сама — как “кейсы”, вступление к семинару и т.д. и какое сообщение лучше всего соответствует той идее, которую вы хотите прояснить.

В лучших традициях рассказчиков, не стесняйтесь переиначивать истории, добавлять собственные детали и сюжетные ходы или выдумывать их прямо на ходу. Именно это делает истории по-настоящему живыми!

Что касается развития сюжета, не думаю, что могу предложить нечто лучшее, чем следовать формату, который использовал в своих баснях Эзоп. В каждой истории вы обнаружите следующую структуру:

Вступление — происхождение истории, как и когда я ее рассказываю, например как “начало” семинара или его “окончание”, как “кейс” и т.д. История — само содержание истории. Мораль — вывод, основная идея или сообщение истории.

Темы для размышления — в каких ситуациях обучения можно использовать эту историю, например чтобы прояснить какой-то момент, связанный с коммуникацией, мотивацией или заботой о клиентах.

Как уже говорилось в первой части этой книги, в зависимости от разных обстоятельств, из конкретных историй, сказок или мифов, которые вы решили рассказать, и от того, как вы их рассказываете, люди всегда сделают собственные выводы, и конечно же, эти выводы могут отличаться от того, что вы хотели до них донести.

Вы можете спросить: что же в этом плохого, ведь люди все равно делают какие-то выводы… Так ли это, в огромной степени зависит от вас, рассказчика, от того, насколько ясно вы осознаете свои цели и насколько для вас важно, чтобы слушатели получили именно то сообщение, которое вы хотели им передать.

Поэтому я не хотела бы навязывать вам свое мнение о том, каков смысл каждой истории, где и когда ее следует рассказывать. Но я все же привожу свои рекомендации и предложения о том, каким образом, на мой взгляд, лучше всего использовать ту или иную историю в контексте обучения.

Если вы рассказываете историю в группе, то можете затем решить, в каких ситуациях, как вам кажется, она будет наиболее полезна, а также стоит ли раскрывать слушателям ее “мораль” или лучше предоставить людям делать собственные выводы.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория