Обучение персонала

Ключевая роль контрактов “с примесями”

На первый взгляд может показаться, что пример с донорами крови — крайний случай и в более широком контексте промышленности и торговли приведенные соображения гораздо менее существенны. Но хотя у ситуации доноров крови действительно есть специфические особенности, было бы ошибкой полагать, что этими соображениями можно пренебречь при исследовании других явлений. На то есть причины как общего, так и частного характера.

Для начала рассмотрим важную проблему распространения информации в сложной современной экономике. На значимость деятельности в этой сфере указывал Фриц Махлуп, по оценкам которого примерно 29% валового национального продукта США направляется на производство и обработку информации и знаний (Machlup, 1962).

Однако не следует трактовать информацию так же, как любой другой товар, ибо она обладает весьма специфическими характеристиками. Например, информацию нельзя продавать, как хлеб и картофель, на открытом рынке. Коль скоро она продана, любой покупатель может воспроизвести ее с низкими издержками и тем самым сбить назначенную продавцом цену и развалить всю торговлю. Можно доказать, что для функционирования любого рынка информации необходимы специальные правовые или иные ограничения и меры по ее защите. Более того, специфика информации в том, что, будучи “проданной”, она все равно остается в собственности производителя или продавца, ибо ее содержание известно ему и после продажи. Информация не вписывается в стереотип нормального товара, который, переходя от продавца к покупателю, меняет владельца в прямом смысле слова.

Еще больше затруднений связано со спросом на информацию. Как пишет Кеннет Эрроу, “определение спроса на информацию сопряжено с фундаментальным парадоксом: пока покупатель не обладает информацией, он не знает, какова ее ценность, но затем приобретает ее по сути бесплатно” (Arrow, 1962, р. 616). Короче говоря, информация — странный, нетипичный для рыночной торговли товар, который не может быть предметом чистого обмена.

Следовательно, “чистые” контракты, управляющие торговлей информацией, в принципе невозможны. Например, у покупателя всегда должна быть известная степень уверенности в том, что информация действительно оправдывает свою цену. Специфические особенности информации порождают множество ограничений и контрактных “примесей” (impurities), например патентную систему — механизм, благодаря которому техническая информация защищена правовыми и институциональными ограничениями.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория