Обучение персонала

Когда можно рассказывать истории?

Когда можно рассказывать истории?

Какова бы ни была ваша роль в компании, не­обходимо отдавать себе отчет в том, что истории, сказки и мифы в ней уже существуют. Их расска­зывают самые разные люди и в самых разных си­туациях — и формальных, и неформальных. Кро­ме того, рассказывание историй — очень мощный инструмент менеджмента, который сегодня часто недооценивают.

Меня иногда поражает, какие огромные суммы вкладывают сегодня организации в такие вещи, как, например, кампании по поиску персо­нала в средствах массовой информации. В то же время они не обращают ни малейшего внимания на самую крупную и действенную кампанию, идущую в ее стенах, — на истории, которые рас­сказывают друг другу, а также своим друзьям и коллегам ее сотрудники. Конечно же, именно благодаря этим “неформальным” историям орга­низация очень быстро приобретает хорошую или плохую репутацию.

Одна из причин подобного влияния историй в организациях состоит в том, что, особенно в не­формальной обстановке, не существует правил, позволяющих зафиксировать истории в инструк­циях и руководствах организации. И конечно же, содержание историй невозможно подвергнуть цензуре! Поэтому если мы как тренеры и менед­жеры мы осознаем силу историй, то можем найти способы управлять ими и использовать их наибо­лее эффективно.

В официальной обстановке

Истории могут оказаться очень полезными на семинарах и тренингах, на конференциях по ме­неджменту, на командных встречах, на интервью в процессе приема на работу или оценки служа­щих, в ходе введения в должность, в видеомате­риалах компании и в ее информационных бюл­летенях.

В неофициальной обстановке

Истории рассказывают везде, где сотрудники со­бираются в группы, — в столовой, в цеху, на пар­ковке, в офисе, на встречах с коллегами, с клиен­тами и поставщиками, и, конечно же, во время неофициальных мероприятий.

Давайте рассмотрим официальные поводы для рассказывания историй, когда вы как тре­нер сознательно используете сказки, метафоры, мифы или случаи из жизни, чтобы облегчить об­учение или способствовать изменениям на уровне отдельной личности или группы, и определим, как и в каких ситуациях их лучше всего исполь­зовать.

Перед конкретным событием

Если вы собираетесь провести семинар, конфе­ренцию или командную встречу, можно связаться с каждым участником за несколько недель до это­го события и попросить его прочесть за это время текст какой-то истории. Но здесь нужны некото­рые предостережения. Если вы решите испытать этот метод, убедитесь, что история уместна и име­ет отношение к предстоящему событию; главное, чтобы вы сами помнили о ней и использовали или хотя бы упоминали ее в ходе семинара, конферен­ции и т.д.

Мой опыт говорит: люди не возражают про­тив такой предварительной работы, если тренер признает и ценит тот факт, что они ее выпол­нили, если они понимают ее цели и видят, как эта работа соответствует идеям или общей теме дня.

Однажды я работала с частной медицин­ской компанией. Перед семинаром по развитию полномочий всем сотрудникам раздали копию книги, посвященной этой теме. Это был очень эффективный и новаторский способ подготов­ки к предстоящему семинару. Я была бы очень удивлена, если бы сотрудники компании стали утверждать, что у них и так достаточно полно­мочий, и не стали читать книгу!

Я не очень люблю традиционные методы начала тренинга и средства, помогающие снять перво­начальное напряжение, — обычные упражне­ния, вроде “давайте придумаем пять способов использования кирпича” или маневры из серии “давайте все выстроимся в “гусеницу” и побе­гаем по залу”. Я все время думаю: “О Господи, зачем я это делаю?”, “Какой в этом смысл?”. А что еще неприятнее, мои размышления обыч­но венчает следующий вывод: “Когда я это делаю, то чувствую себя полной идиоткой!” Эта светлая мысль совершенно не способству­ет установлению отношений между тренером и участниками, особенно на ранней стадии тре­нинга. А группа, конечно же, во время таких упражнений тоже задает себе вопрос: “Зачем мы это делаем?”

Короткая история (около 30 секунд) может “растопить лед” гораздо эффективнее, потому что помогает расслабиться и вам, и слушателям. Она помогает создать атмосферу взаимного доверия и уважения, и, кроме того, — это новый эффектив­ный способ привлечь внимание группы.

Если в начале дня вы искусно рассказываете уместную историю, это помогает слушателям по­зитивно настроиться и задает тон для последую­щего общения.

Кроме того, если вы заметили, что какая-то история группе особенно понравилась о ней мож­но напомнить позже. Например, можно еще раз вернуться к выводам из нее или сказать: “Помните, утром я рассказывала вам историю о… А вот еще один пример…”.

 

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория