Обучение персонала

Критика утилитаристского исчисления

Критика утилитаристского исчисления речь

С самого возникновения капитализма социология сталкивается с рядом вопросов, которые экономисты мэйнстрима предпочитают игнорировать. Как получилось, что сложное общество, в котором господствуют рыночные отношения и конкуренция, сохраняет свою целостность и не распадается в войне всех против всех? Почему в обществе, где узы традиции слабеют, а виды деятельности и коренные интересы людей становятся все более многообразными, где преследование собственных своекорыстных целей поощряется как первоочередная задача человека, все-таки существует достаточный уровень социального единства? Какие факторы в этих условиях препятствуют разрушительному расколу или краху общества и способствуют тому, что система с такой высокой степенью дифференциации остается в известной мере интегрированной?

Много лет назад на эти вопросы пытался дать ответ Гоббс. Однако его идею правителя, призванного поддерживать порядок и согласие в обществе, нельзя считать убедительной, поскольку Гоббс никак не объясняет стабильность и постоянство власти этого правителя. Решение, предлагаемое им, не является логически последовательным, так как его модель индивидуального человеческого поведения не распространяется на самого правителя. Почему носитель высшей власти должен проявлять твердость и человеколюбие с целью поддержания общественного согласия вместо того, чтобы, скажем, провоцировать своими действиями войну всех против всех? Таким образом, когда речь идет о правителе, Гоббс неявно отказывается от столь важной для всей его теории аксиомы грубого своекорыстия человека.

Классический либерализм трактует общество главным образом как сеть контрактных отношений и совокупность межличностных договоров. Социальная интеграция считается результатом преследования каждым индивидом собственных интересов, при этом для обеспечения соблюдения соглашений может привлекаться какая-то третья сторона, отличная от самих участников контрактов. Предполагается, что при наличии определенных рамок поведения приверженность каждого личным интересам даст общий результат, способствующий гармоничному развитию общества в целом. Очевидно, что и труды школы прав собственности, и работы Уильямсона написаны в русле этой общей теоретической традиции.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория