Обучение персонала

Метафоры и обучение

метафоры Хотя словом “истории” я обычно называю мета­форы и аналогии, мне кажется, полезно было бы рассмотреть отдельно, как можно использовать в процессе обучения язык именно метафор. Данный

аспект человеческой речи стал широко признан­ным средством, которое в живой и запоминаю­щейся форме помогает людям приобретать новые знания и переносить их из хорошо известных ситуа­ций в новые и незнакомые.

Исследуя использование метафор, Эндрю Ортони приводит (1993) три основные причины использования метафор в повседневной жизни, и особенно в контексте обучения:

Они помогают нам говорить кратко.

Они делают нашу речь яркой.

Они позволяют выражать невыразимое.

Краткость

 

Мы часто пользуемся метафорами, потому что это быстро, лаконично, точно и понятно всем. Напри­мер, если вам говорят: “Я так боюсь, у меня душа ушла в пятки”, — это утверждение вовсе не тре­бует научного подтверждения. Говорящий не ожи­дает, что его слова воспримут буквально, и придет в ужас, если кто-то начнет приближаться к его пяткам со скальпелем в руках! Но все мы пре­красно понимаем, что этот человек хотел сказать, и большинство из нас могут связать эти слова с собственным опытом. На самом деле выражение “душа ушла в пятки” — краткая версия сообще­ния “я нервничаю, чувствую тревогу, напряжение, теряю контроль над ситуацией, меня легко сбить с ног”.

 

Яркость

 

Метафоры — богатый источник выразительных символов и красочных образов, пробуждающих наши эмоции. Вот почему содержание, кото­рое описывают метафоры, лучше запоминается. Кроме того, эта информация становится для нас более достоверной и легче вспоминается. Напри­мер, фраза “он набросился на оппонента как тигр” немедленно вызывает в воображении образ этой сцены, и конечно же, этот образ более живой и яр­кий, чем если бы нам просто сказали, что “он был очень уверен в себе”.

Кроме того, красочность метафоры застав­ляет думать и стимулирует воображение. Напри­мер, метафоры помогают описывать и понимать разные стили лидерства. Лидер может быть “аку­лой”, дружелюбным “дельфином”, “кошечкой” или “Аттилой”. Они помогают описать, кем могут стать разные участники команды: “солью земли” или “подколодными змеями”. Или могут дать ясное представление об организации в целом: на­ходится ли она “на переднем крае”, “роет землю” или “едва сводит концы с концами”.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория