Обучение персонала

Предназначение метафоры

Конфликт различияГоворя: “у меня свинцовая голова”, “идти, словно по минному полю” или “ее жизнь — как открытая книга”, — мы используем метафоры, то есть упо­требляем слова и выражения в переносном смысле на основе аналогии, сходства. Слово “метафора” происходит от двух слов древнегреческого языка: “мета” (“через”) и “ферен” (“нести”). Метафо­ра — это сравнение, параллель между двумя, ино­гда на первый взгляд совершенно не связанными друг с другом элементами, которые можно разде­лить на следующие группы:

“Тема” — первоначальное понятие;

“Посредник” — его метафорический эквива­лент;

“Общее” — общие качества первого и вто­рого;

“Конфликт” — различия между первым и вторым.

Возьмем, например, выражение “у меня свинцо­вая голова”:

“Тема” — моя голова;

“Посредник” — свинец;

“Общее” — общие качества первого и второ­го: чувство тяжести:

“Конфликт” — различия между первым и вторым: голова — часть человеческого тела, а свинец — металл.

Именно взаимоотношениями между реальностью и двумя понятиями обусловлена прекрасная спо­собность метафоры передавать информацию.

В повседневной жизни, желая описать другим людям какие-то события, ситуации или чувства, мы постоянно пользуемся метафорами, иногда даже не осознавая этого. Нам всем, конечно же, знакомы такие фразы: “туманный ответ”, “море возможно­стей”, “запутаться во лжи”. Но вряд ли мы полнос­тью осознаем, насколько мощно они воздействуют на наши мысли и чувства независимо от того, гово­рим ли мы их кому-либо или самим себе.

Например, считаете ли вы себя “гадким утен­ком” или “прекрасным лебедем”? В любом случае, это определенным образом влияет на вашу внеш­ность и на ваши чувства! Как, по-вашему, вы “ма­стер на все руки” или “мастер-ломастер”? Ваша жизнь — “полная чаша” или постоянное “хожде­ние по краю пропасти”? Любое из описаний очень сильно влияет на вашу “модель” отношения к миру и на то, что вы делаете со своей жизнью, чтобы она соответствовала этой “модели”.

Метафоры могут стать мощным и совершенно новым способом описания ситуации, переживаний или проблем, особенно в контексте обучения. Они могут предложить свежий взгляд на вещи, помочь слуша­телю сделать “рефрейминг”[*] проблемы или увидеть ее в новом свете и показать новые — и иногда совер­шенно неожиданные — способы ее решения.

Метафорой может быть все, что угодно, — от простой фразы, вроде тех, которые я привела выше, до целой истории. Например, басня Эзопа “Солнце и ветер” (стр. 188—189) — это анало­гия между тем, как проявляют свою силу солнце и ветер, и тем, как можно преодолевать конфлик­ты. Скрытое сообщение этой метафоры таково: принуждение и агрессия ветра, не лучший способ достичь желаемого. Данная метафора построена следующим образом:

“Тема” — управление конфликтом.

“Посредник — солнце и ветер показыва­ют свою силу.

“Общее” — общие качества первого и второго: возможность использования различных методов воздействия.

“Конфликт” — различия между первым и вторым: разница между природными сти­хиями и людьми.

Чтобы метафора оказалась эффективной, тот, кому она предназначена, должен быть в состоянии выя­вить общие элементы между собственной ситуаци­ей и метафорой, но при этом последняя не должна казаться ему банальной или назидательной.

Язык метафоры подчас воздействует на слу­шателя сильнее, чем обычная речь. Представьте себе, что вам говорят: “Любовь моя — алая, алая роза”. Вероятно, это произведет на вас более силь­ное и позитивное впечатление, чем: “Ну в общем, ты мне нравишься…”.

Джордж Аакофф и Марк Джонсон, эксперты в области использования метафор, считают: если картина стоит сотни слов, то метафора стоит ты­сячи картин. Ведь картина — это неподвижный, застывший образ, а метафора динамична, каждый воспринимает и понимает ее по-своему; она стиму­лирует наше мышление, может послужить точкой отсчета для размышлений и помочь нам что-то из­менить в жизни.

Метафора — один из самых важных инстру­ментов, позволяющих хотя бы отчасти по­стичь то, что полностью постичь невозмож­но: наши чувства, эстетические переживания, нравственные законы и духовное осознание.

(Лакофф и Джонсон. 1980)

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория