Обучение персонала

Предназначение мифа

  мире бизнесаКак со временем был искажен смысл волшебных сказок, так и сегодня слово “миф” часто становит­ся синонимом слова “ложь”. Но первоначально мифом называли сказочное повествование, в ко­тором обязательно действовал герой — реальный или воображаемый и которое почти всегда про­исходило в сверхъестественном или магическом мире.

Изначально мифы были призваны помочь людям придать смысл окружающей их Вселенной и решить, казалось бы, неразрешимые проблемы. Бруно Беттельхейм пишет (1991):

…Это вечные вопросы: каков мир на самом деле? Как мне прожить свою жизнь? Как по-настоя­щему стать собой?

Сегодня в мире бизнеса “мифами” часто назы­вают уникальные самобытные истории, ритуалы и традиции, которые возникли в организации когда-то давно и бережно сохраняются до сих пор. Предназначение мифов в современном мире бизнеса — научить людей понимать своеобразие и основные ценности их организации, обучить их определенным навыкам поведения — “тому, как мы здесь живем…”

В древних мифах мы обнаруживаем опреде­ленные повторяющиеся сюжеты:

Сотворение

Поиск себя и самоидентификация

Битвы, воины и герои

Любовь, самопожертвование и преданность

Мудрость и зрелость

Знаменитые исследователи истории мифов Дж. Кемпбелл и Б. Мойере пишут (1988), что “мифы предлагают нам модели жизни, но эти мо­дели должны соответствовать тому времени, в ко­тором мы живем”. В культуре современных ор­ганизаций можно наблюдать параллели с темами древних мифов.

Сотворение

Многие современные мифы повествуют о рож­дении компании и представляют из себя герои­ческие истории об отцах-основателях и их под­вигах. Довольно часто эти истории рассказывают о добрых старых временах”; они напоминают слушателям о смысле существования компании,

и,  прежде всего, о том, ради чего она была созда­на. Такие мифы могут либо вдохновлять последу­ющие поколения сотрудников, либо снижать их мотивацию, в зависимости от личности рассказ­чика и от того, высок ли в настоящее время бое­вой дух компании, благополучна ли она.

Поиск СЕБЯ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

Люди с удовольствием рассказывают истории о том, как они “остались в живых” или “добились успеха, несмотря на все преграды”. В таких исто­риях оживают воспоминания о каких-то событиях или о тяжелых периодах в истории компании, в ре­зультате которых ее сотрудники не только выжи­ли, но стали лучше как люди. Пример такой исто­рии — “Зажечь весь мир”, где группа менеджеров поняла, что такое командный дух, благодаря пожару на фабрике. Попытки най­ти свою идентичность может, конечно же, пред­принимать и организация в целом. Люди очень часто говорят о том, что “мы перестали понимать, кто мы” или что “мы теряем позиции на рынке — к чему нам нужно стремиться, к “качеству” или к “быстрой прибыли”?”

Битвы, воины и ГЕРОИ

Обычно такие мифы возникают, если компания прошла через “тяжелые времена”, но уцелела и создала историю об этом. Такие истории часто рассказывают в компаниях, пострадавших во вре­мя экономического спада, но переживших его. Ко­нечно, “битвы” могли быть внутренними — кон­фликты в отделе, забастовки, сбой в технической системе, — или внешними — рост конкуренции, потеря клиентов и так далее. “Воины” и “ге­рои” — это люди, которые, находясь на любом уровне организации, храбро и стойко сражались за ее светлое будущее.

Любовь, самопожертвование и преданность

Людям всегда нравятся мифы, возникающие во­круг продолжительных любовных связей, суще­ствующих в их организации. Саги о том, “кто, с кем и когда”, рассказываются снова и снова! Но, возможно, более важны мифы, повествующие о бескорыстной любви, самопожертвовании и пре­данности некоторых людей по отношению к ком­пании. Возможно, это те, кто получает награды за выслугу лет, лучшие сотрудники месяца или те, о ком пишут в информационных бюллетенях ком­пании или снимают рекламные видеоматериалы. Но точно так же это могут быть “невоспетые ге­рои”, чьи бескорыстные поступки часто остаются без внимания.

Мудрость и зрелость

Такие мифы обычно рассказывают или сами “ува­жаемые старейшины”, “вожди” или “шаманы” организации, или другие о них. Обычно эти люди проработали в компании много лет, возможно даже со дня ее основания. Они заслужили уважение коллег, и почти всегда об их подвигах повествуют с благоговением: “Никто никогда не сможет с ним сравниться”, “Она была прекрасным человеком, и с ней можно было поговорить обо всем на свете”. Эти люди увековечивают самобытность и цен­ности компании, направляют ее на верный путь, следят за тем, чтобы не гасли походные костры. На них лежит ответственность за обучение следу­ющих поколений сотрудников, передачу культур­ного наследия компании, ее традиций и поведения, соответствующего этим традициям.

 

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория