Обучение персонала

Прояснить сложную концепцию

 концепция

В первой главе мы отмечали, что и в Средние века, и сегодня рассказчики играют очень важ­ную роль. Рассказывая истории, вы новым и необычным способом помогаете слушателям понять и усвоить сложные идеи. Кроме того, вы помогаете им использовать правое полуша­рие мозга, делая процесс обучения более твор­ческим.

Несколько лет назад я работала с группой менеджеров крупной полиграфической компании с юга Англии. Участники группы пытались понят две идеи: что за коммуникацией стоит мотивация, и любое поведение имеет позитивное намерение”. У меня были все необходимые раздаточные материалы и слайды, но группа никак не могла понять мои объяснения.

Тогда я сказала: “Давайте я приведу вам пример…” И рассказала им историю о женщине, страдавшей дислексией, когда на первый взгляд агрессивное поведение человека оказалось просто защитой от сильных эмоций. Потом я спросила: ‘ Ее поведение имело пози­тивное намерение, но для кого” Конечно же, для нее самой. Но в тот момент, когда я наблю­дала это поведение, мне оно вовсе не казалось позитивным. Во-первых, эта история проясни­ла сложную идею, и, кроме того, члены группы начали вспоминать собственные примеры, когда оказывалось, что в основе агрессивного поведе­ния какого-то человека лежали некие скрытые причины.

Обычно я заканчиваю эту историю шутливым предупреждением: “Но это не значит, что в сле­дующий раз, когда кто-нибудь начнет вести себя агрессивно, вам нужно подойти к нему и спросить: “Я знаю, в чем дело: у вас дислексия, не так ли? Я тут был на одном семинаре…”

В 1993 году Натан и Карин Хартер в ходе тренинга по управлению конфликтом в колледже в Индиане, США, случайно обнаружили, насколь­ко некоторые старые басни Эзопа соответствуют тем концепциям, которые они хотели донести до участников тренинга:

 

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как ря­дом с ними на дерево опустился гриф-падаль­щик. “Лучше пить вместе из ручья, — решили они, — чем кормить таких, как он».

Эту и другие истории они использовали как “кейс” для дискуссии, чтобы проиллюстрировать модели и концепции, лежащие в основе конфликта, и за­пустить процесс обучения. Они были поражены эффективностью историй, а потом задумались: “Что нас так удивило? В этом нет ничего нового, ведь во все времена басни служили именно этой цели!

С помощью историй можно прояснять не толь­ко абстрактные концепции. Во второй главе мы уже говорили о том, что проводились и другие экс­перименты: с помощью историй, аналогий и мета­фор студентам объясняли такие сложные явления, как, например, электричество. Тесты показали, что обучавшиеся с помощью историй усвоили материал гораздо лучше тех, кого учили традиционными ме­тодами.

Альберт Эйнштейн — как утверждает одна история — смог создать уравнения для теории относительности только после того, как у не­го возник зрительный образ этой концепции. В своем воображении он несся верхом на световом луче, видел то, что лежит под ним, и пытал­ся представить себе, как увидел бы то же самое наблюдатель, находящийся в другой точке пространства.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория