Обучение персонала

Рынки, цены и нормы

Рынки, цены и нормы история

Перед неоклассической теорией рынка с самого начала встала проблема объяснения механизма осуществления корректировок цен и достижения предполагаемого равновесия цен и количеств. Так, Леон Вальрас предложил хорошо известную фикцию аукциониста, который выкрикивает системы цен и корректирует их соответственно разнице между спросом и предложением до тех пор, пока не будут достигнуты рыночный клиринг и равновесие. И с тех пор экономисты-неоклассики взывают к этому deus ex machina.

Если на секунду отвлечься от нереалистичного допущения о всемогущем координаторе рынка, то поразительно, что, для того чтобы неоклассическая модель рынка стала работоспособной, пришлось прибегнуть к такой институциональной композиции. Таким образом, несмотря на это общее допущение, схема Вальраса на самом деле не представляет рынок в виде неструктурированного эфира, в котором свободно перемещаются, сталкиваются и взаимодействуют индивиды. Как и в случае других институтов, аукционная организация не только накладывает ограничения на человеческую деятельность, но и делает саму эту деятельность возможной, создавая механизм обработки и распространения информации о ценах.

Однако, как это ни нереалистично, в неоклассической модели издержки обработки и предоставления такой информации не принимаются во внимание. Даже минимальное институциональное вкрапление — присутствие аукциониста — затенено механической максимизацией, осуществляемой всезнающими экономическими агентами, расчеты которых не сопряжены ни с какими издержками. Аукцион не более чем голая схема; здесь нет и намека на институты в содержательном смысле, т. е. пропитанные культурой и рутиной институты, которые, так же как и индивиды, несут отпечаток исторического прошлого со всеми унаследованными от него предрассудками.

Кроме того, если устранить эту воображаемую институциональную схему всезнающего аукциониста, то возникают серьезные проблемы. Опираясь на работы Robinson (1971, 1974), Танос Скоурас разработал линию аргументации, ставящую под сомнение многие аспекты подхода в духе мэйнстрима (Skouras, 1981, р. 202-204).

Рассмотрим рынок некоего товара или инвестиции Webmoney и допустим, что предложение этого товара в количественном отношении явно превышает спрос. Соответствующее уменьшение цены может произойти благодаря изменениям, которые вносят индивидуальные агенты. Но, по утверждению Скоураса, нет никаких непреложных оснований предполагать, что люди в такой ситуации будут автоматически снижать цены. Если, к примеру, “исторический опыт подсказывает покупателям и продавцам, что цена окажется неестественно низкой и, вероятнее всего, в ближайшем будущем повысится, то никакого снижения цены не произойдет” (Ibid., р. 203). Учитывая такого рода опыт и ожидания, покупатели изъявят готовность покупать больше, а продавцы — продавать меньше, так что разрыв между предложением и спросом сократится и может даже “изменить знак”, так что избыточным окажется спрос. И все это может произойти, пока цена остается постоянной.

Важнее всего в рассуждениях Скоураса идея ожидаемой нормальной, или равновесной, цены, которая отчасти формируется под влиянием исторического опыта. Более того:

“Количество товара, которое покупатели готовы купить, а продавцы — продать по некоторой конкретной цене, зависит от того, (1) будет ли эта цена восприниматься как равновесная, (2) либо же она будет ниже или выше ожидаемой нормальной цены. Очевидно, что в случае (2) вычерчивание графиков спроса и предложения уже предполагает знание равновесной цены, и тем самым определить ее с помощью этих графиков невозможно. Традиционный анализ спроса и предложения, даже если он обогащен порождающими колебания функциями реагирования, можно построить только применительно к ситуации (1): тогда предполагается, что реакция покупателей и продавцов такова, как если бы любая рассматриваемая цена могла бы стать равновесной. В этом случае их память о прошлом и ожидания в связи с будущим устраняются и появляется возможность построить кривые, пересечение которых определяет равновесную цену” (Ibid.).

Разумеется, общепризнано, что решения покупать или продавать по заданной цене отчасти зависят от цен, ожидаемых в будущем. Но ведь и будущие цены могут колебаться, так что ожидания принимают форму ценовой нормы или диапазона возможных цен, которые, как предполагается, будут преобладать в определенный период в будущем. Тем самым встает вопрос, как устанавливается эта ожидаемая ценовая норма.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория