Обучение персонала

Создание условий для инноваций

Создание условий для инноваций рассуждения

Дальнейшее рассмотрение вопроса о форме собственности на фирму показывает, что наиболее важные доводы в пользу рынков и права частной собственности выдвигает австрийская школа. В основе ее подхода лежит не сопоставление состояний статического равновесия, а изучение динамических состояний и процессов изменений. Иллюстрацией такого подхода могут служить следующие рассуждения из написанной в “австрийском” духе работы Стивена Литтлчайлда:

“Государственное регулирование и национализация фильтруют творческое видение и процесс выбора проекта иначе, чем право частной собственности. Цели, которым придается первостепенное значение в первом варианте, отличны от тех, которыми руководствуются во втором; то же самое можно сказать о весе, приписываемом прогнозам на будущее, и о временном горизонте проекта. В частности, в условиях государственного регулирования и национализации при выдвижении и выборе проекта решающее значение имеет то, насколько очевидна его приемлемость и обоснована необходимость в нем. Проектам, опирающимся на творческое видение или на интуицию, трудно завоевать признание, несмотря па всю значимость этих факторов (е радикально-субъективистской точки зрения) для принятия долгосрочных решений” (Littlcchild, 1986, р. 37).

Несмотря на то что в этом рассуждении есть зачатки истины, оно пост существенно односторонний характер и не рассматривает всех обстоятельств, имеющих отношение к данному вопросу. В полном соответствии с “австрийским” подходом вне поля зрения остаются условия, стоящие за поведением экономического агента и формирующие процесс принятия им решений Индивид считается исходным данным; нам просто предлагается заняться вопросом восприимчивости системы к органически присущему агенту творческому видению. Сами условия, формирующие цели и творческое воображение предпринимателя, изучению не подлежат. Разумеется, нельзя считать, что творческое воображение и деятельность предпринимателя полностью определяются окружающей средой, они, безусловно, зависят и от элементов чутья и интуиции, для которых характерна непредсказуемость и существенная неопределенность. Но у них есть также материальные и социальные предпосылки, которые, вероятно, отчасти формируются культурой и институтами.

Таким образом, не случайно, что в истории всплески инновационной и интеллектуальной активности связаны с развитием специфических культур. Как еще можно объяснить, к примеру, Ренессанс, шотландское Просвещение, достижения еврейской нации в сфере коммерции и науки, технологическое брожение в Англии во время и после Промышленной революции?

Соответственно при любом сопоставлении различных форм предпринимательской деятельности необходимо учитывать, в какой мере институциональная основа создает благоприятные условия для творческого воображения и новаторства данного типа. Между схемой прав частной или общественной собственности, с одной стороны, и степенью благоприятности этих условий — с другой, нет очевидной связи. Таким образом, концентрация внимания австрийской школы на форме собственности в данном случае малопродуктивна. Гораздо важнее тип и уровень культуры общества, уровень технического и общею образования, а также материальная и институциональная поддержка предпринимательской деятельности.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория