Обучение персонала

Способность обращаться к органам чувств — зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусовым ощущениям

Способность обращаться к органам чувств — зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусовым ощущениям

Те, кто изучали нейролингвистическое програм­мирование (НЛП), знают, что люди мыслят, об­щаются, учатся и запоминают с помощью пяти органов чувств:

Зрение.

Слух.

Кинестетика.

Обоняние.

Вкусовые ощущения.

У каждого из нас есть одно ведущее чувство, или “репрезентативная система”. Чаще всего — это зрение, слух или кинестетика. С точки зрения об­учения и памяти, разные люди по-разному реаги­руют на разные стимулы, в зависимости от того, какова их репрезентативная система.

Те, кто обучается визуально (то есть зри­тельно), лучше воспринимают информацию, ког­да видят написанные слова, смотрят видео, когда им показывают диаграммы или модели на доске, с помощью проектора или в форме печатного тек­ста. На то, что происходит у них в мозгу, указы­вают слова: “Мне все ясно”, “Я не вижу в этом смысла”.

Те, кто обучается аудиально (с помощью слу­ха ) лучше усваивают новое с помощью лекций,

групповых обсуждений, аудиокассет, и, конечно же, слушая истории! Такие люди часто говорят: *‘Я вас услышал”, “Это звучит хорошо”.

Те, кто обучается кинестетически (с помощью ощущений тела) предпочитают испытывать чув­ства, ощущения или выполнять какие-то физиче­ские действия, поэтому “ролевые игры”, тренинго­вые упражнения и возможность лично участвовать в какой-то деятельности — идеальные средства для их обучения. От таких людей часто можно услышать: “Я поймал эту мысль”, “Это вызывает у меня приятное чувство”.

Эрик Иенсен, автор книги “Суперобучение” (Superteaching, 1988), обнаружил, что обычно 40 процентов участников любой группы учатся визуально, 40 процентов — аудиально и 20 про­центов — кинестетически. Учитывая стиль обуче­ния слушателя и полагаясь на него, мы облегчаем ему обработку информации, а значит и ее запоми­нание.

Конечно, всем не угодишь. Именно здесь по­могают истории, потому что они обращаются ко всем трем репрезентативным системам.

“Визуалы” хорошо запомнят историю, если в процессе ее восприятия смогут создавать в во­ображении образы или если вы покажете им ее текст. Было очень интересно, когда, работая с крупной медицинской компанией с севера Анг­лии, я использовала историю в качестве “кейса” (см. главу третью). Я предложила текст истории двум группам участников, но только одна из них взяла его и подчеркнула в тексте определенные предложения. Члены другой группы полностью полагались на свою память.

“Аудиалы” лучше запоминают истории, когда обращают основное внимание на голос рассказчи­ка, “слышат” любые звуки, которые происходят в истории, а также любые звуки, возникающие в их воображении. В конце тренинга аудиалы го­ворят мне, как им нравится слышать мой голос, и часто осторожно добавляют: “Вы ведь гипноти­зируете людей, правда?” Аудиалам, конечно же, очень нравится слушать истории в аудиозаписи, обсуждать их и читать про себя.

Кинестетики запоминают лучше, если могут установить связи и ассоциации между историей и собственными эмоциями и чувствами. Я заметила, что, слушая такие истории, как “Шаги великана”, “Принц и маг” и некоторые притчи, кинестетики (и мужчины, и женщины) очень редко выражают сильные эмоции, но часто подходят ко мне после занятий, крепко жмут мне руку и с чувством говорят: “Мне очень понравилась эта история — благодаря ей я так расслабился!”

Иногда хорошая история содержит все описанные выше средства запоминания. Пом­ню, как во время-семинара по навыкам созда­ния интерактивных презентаций группа решила провести эксперимент. Участники разделились на две части. Одну половину попросили запом­нить список из 20 предметов и просто называ­ли эти предметы вслух в случайном порядке, а другой половине показывали предметы и в то же время рассказывали историю, в которой все они упоминались и были связаны между собой.

Эта история была очень образной и ориги­нальной, полна воображения и юмора, с большим количеством замечательных каламбуров и игрой слов. Например, показывая слушателям чайную ложечку, рассказчик говорил: “…и ее чувства смешались…”

В итоге эксперимента те, кому рассказали историю, запомнили намного больше предме­тов, чем те, кому их просто перечисляли. Потом оказалось, что у истории был и еще один инте­ресный эффект: когда две группы сравнили свои записи, оказалось, что те, кто слушал историю, стали придумывать собственные истории или са­мостоятельно группировать предметы по катего­риям.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория