Обучение персонала

Способность связать новую информацию

Человеческий мозг постоянно и естественно нахо­дится в поисках закономерностей, завершенности и полноты. Психологи называют этот феномен “гештальтом”. Именно эта особенность мозга объ­ясняет, почему когда кто-то чихает, мы автомати­чески говорим “будьте здоровы”, и почему, услы­шав слова “спасение утопающих…”, мы не можем удержаться, чтобы не добавить: “…дело рук са­мих утопающих”. Она также объясняет, почему некоторым так трудно сопротивляться искушению заканчивать чьи-то предложения. “Сегодня мы можем… э-э-э…” “Пойти в кино? Почитать? Эмигрировать в Америку?” — с готовностью спрашиваем мы.

То же самое относится и к историям. Благода­ря естественной склонности искать закономерно­сти и завершенность, мы легко запоминаем так на­зываемые “кумулятивные” истории, построенные на повторении ситуаций и использовании опреде­ленных повторяющихся слов или фраз. Именно поэтому в детстве мы особенно любили и помнили некоторые сказки, например “Красную шапочку” и “Колобок” (кто не помнит — “Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?” или “Колобок-коло­бок, я тебя съем… — Не ешь меня, лиса…”). Ког­да мы слышим такие сказки, в нашем мозгу начи­нает формироваться закономерность, помогающая запоминать. В этой книге есть еще один хороший пример “кумулятивной” сказки — “Репка”.

То же касается и историй для взрослых. Чем больше в истории повторяющихся слов, фраз или ситуаций (реальных или вымышленных), тем лучше ее содержание закрепляется в памяти, тем проще ее потом вспомнить. Но здесь нужно быть внимательным — позитивны ли эти повторяю­щиеся элементы? И не переусердствуйте с этой техникой. Мой знакомый тренер недавно поменял работу. И на одном семинаре он так часто упоми­нал свою “старую’ компанию, что участники нача­ли считать, сколько раз он это сделает, и занятые только подсчетом, уже не могли думать ни о чем другом!

Точно также эффект “гештальта” создает специальная техника — когда вы начинаете рас­сказывать историю, а заканчиваете ее позже (см. главу третью). Это вызывает у слушателей боль­шое любопытство и жгучий интерес, чем же все закончится.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория