Обучение персонала

Способность выражать невыразимое

метафоры Метафоры помогают прояснить вещи, которые сложно описать и лаконично выразить обычным языком. Мы говорим образно, когда нам сложно что-то объяснить. “Эта работа — пан или про­пал”, “эта работа — как ходьба по канату, мне приходится все время удерживать равновесие”.

Такие образы могут помочь описать сложности и проблемы той или иной деятельности.

С точки зрения обучения, метафора — будь то короткая фраза или некий образ из истории — новый метод описания потенциально сложных проблем. Она способна предложить новые спосо­бы их решения, потому что изменяет восприятие взаимоотношений между проблемой и метафорой.

Метафоры могут быть полезны, когда нужно побудить человека проанализировать и, возмож­но, изменить и свои представления о самом себе, и уровень самооценки. Для этой цели я часто ис­пользую карточки с определенными вопросами, например:

Если бы вы были персонажем мультфиль­ма, то кем именно?

Если бы вы были подарком на Новый год, то каким?

Если бы вы были запахом, то каким?

Если бы вы были напитком, то каким?

Ответы, которые я получаю в группах, и удивляют меня, и освещают ситуацию! Например, вот что отвечали участники одного семинара, посвящен­ного уверенности в себе и личному развитию: Персонаж “Я похож на персонажей из мульт- мулът- фильма “Веселые мелодии”, по- филъма тому что гибкий, люблю повесе­литься, а вовсе не такой мрачный тип, каким они меня здесь изо­бразили”.

Новогодний “Я — игрушечный медвежонок, подарок потому что я мягкий, приятный и люблю, кода меня тискают”. Запах  “Я — запах телячьей отбивной,

потому что он сводит с ума моего мужа! ”

Напиток “Я — вода, потому что она ис­точник жизни и она чистая”.

Можно заметить, что ответы на вопрос “По­чему?” позволяют многое понять и иногда доволь­но глубоки — с точки зрения того, что может вы­нести из них и сам человек, и его коллеги.

Но здесь необходимо одно предупреждение. Такие игры доставляют людям массу удовольствия, и все группы, в которых я использовала эту техни­ку, с радостью ее выполняли. Но было бы крайне недальновидно недооценивать ее глубину. Она за­ставляет людей обнажать свою душу — пусть и в шутливой форме; и вы можете обнаружить, что одни готовы это делать, а другие нет. Обычно я начинаю упражнение с того, что отвечаю на эти вопросы сама. Тем самым я показываю, в чем со­стоит игра и демонстрирую, что тоже готова рас­крыться.

Кроме того, такие основанные на метафорах игры помогают людям пересмотреть свои отно­шения друг с другом, с другими подразделениями компании или даже со всей организацией.

Однажды я спросила молодого менеджера: “Если бы ваш шеф был блюдом, то каким?” Он на­долго задумался, а потом очень уверенно и серьез­но сказал: “Скорее всего, он был бы мороженым”. “С чего бы это?” — спросил один из его коллег. “Понимаешь, — продолжал менеджер, — иногда ты хочешь мороженого, а иногда — нет”.

Заявление вызвало взрыв смеха и аплодис­менты коллег, которые знали, о ком шла речь, и немедленно связали метафору менеджера с этим человеком. А если вам показалось, что данный образ был довольно жестким, хочу вам сказать, что в этой организации очень позитивно воспри­нимаются открытое общение и обратная связь от подчиненных, и шеф, о котором шла речь, присут­ствовал в группе и смеялся вместе со всеми.

Использовать метафоры в процессе обуче­ния может быть также полезно, если вы работае­те с группой людей, имеющих разные ценности, знания или культурные особенности. В такой группе иногда очень сложно достичь взаимопо­нимания. Это могут быть группы, состоящие из сотрудников разных отделов организации, если в ней не существует общих ценностей и общего понимания, или группы, в которых присутствуют люди разного пола, представители разных рели­гий или культур.

Аакофф и Джонсон пишут, что в таких си­туациях метафоры могут сыграть очень важную роль, потому что способствуют взаимопонима­нию — дают простор для обсуждения их смысла и заставляют уважать различия.

Метафорическое воображение — важнейшее сред­ство создания контакта и описания природы опыта, которого нет у других людей. В боль­шой степени это умение основано на способно­сти расширять свои взгляды и изменять способ категоризации своего опыта.

(Лакофф и Джонсон, 1980)

Один мой коллега входил в “мозговой трест” своей организации. Этот “трест” состоял из ру­ководителей всех отделов компании. Целью его было обсуждение текущей и будущей стратегии. После нескольких не слишком успешных попы­ток получить поддержку руководства коллега предложил следующую метафору для своего ви­дения будущего:

Представьте себе реку. Она начинается где-то в горах. Сначала это небольшой ручеек, потом, спускаясь в долину, река набирает скорость и вбирает в себя другие ручейки. Так она стано­вится больше, но в ней появились водовороты и пороги. Из-за них некоторые люди теряются, тонут или разбиваются о скалы. Но в то же время эти пороги дают реке большую энергию, и она продолжает течь к морю…

Этот образ был очень ярким и выразительным, а вы­бранный “посредник”, вода, знакома всем. И колле­ги тут же приняли его идеи. Интересно, говорил ли кто-нибудь из них о том, чтобы “взять их на борт!”

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория