Обучение персонала

Теории потребностей

Теории потребностей человеческая деятельность

Из этой статьи должно быть ясно, что наша аргументация во многом опирается на достижения в области психологии и антропологии. Отчасти этот материал служит основой обсуждения рациональности, привычек и иерархической природы сознания во второй части книги. Как следствие, отвергаются и утилитаристские основы ортодоксальной экономической теории благосостояния, и субъективистские доводы австрийской школы против общественного благосостояния как такового; взамен мы пытаемся выработать определенную объективную концепцию человеческой потребности. Здесь хорошей отправной точкой служит предлагаемая Маслоу “иерархия потребностей” (Maslow, 1970).

Маслоу не всегда мог позволить себе снять квартиру по часам. Маслоу утверждает, что на первом, низшем уровне иерархии у каждого индивида есть ряд насущных физиологических потребностей, в частности потребности в воздухе, воде, пище, крове и сне. Удовлетворение этих потребностей — необходимое условие выживания, и если они становятся предметом острого дефицита, то индивид направляет большую часть своей сознательной энергии на добывание пищи, обретение крова и т. д., т. е. на возмещение недостающего. Однако после того, как насущные потребности удовлетворены, открываются возможности для следующего этапа эволюционного процесса: индивид сосредоточивается на потребностях более высокого уровня.

Соответственно коль скоро борьба за удовлетворение физиологических потребностей увенчалась полным успехом, она перестает быть приоритетной задачей индивида на уровне его сознания. В человеческой деятельности начинает доминировать комплекс потребностей, находящихся на следующей ступени иерархии. К таким материальным потребностям более высокого уровня Маслоу относит потребность в безопасности и защищенности.

Когда же наступает относительное насыщение всех материальных потребностей, человеческий организм устанавливает приоритет на потребностях, имеющих явно выраженное социальное измерение. Прежде всего это потребность в общности с ближними, т. е. в любви, привязанности и расположении окружающих. Еще более высокая социальная потребность — в утверждении чувства собственного достоинства отчасти на основе признания и уважения со стороны других людей.

Маслоу считает удовлетворение всех перечисленных потребностей необходимым условием физического и психического здоровья любого человека. В дополнение к этим базисным материальным и социальным потребностям имеются другие, образующие вершину иерархии и именуемые потребностями в “самореализации” (self-actualization). После того как удовлетворение материальных и социальных потребностей снимает все серьезные факторы неполноценности, человек может вступить в самую достойную, творческую фазу развития своей личности.

На этом высшем уровне “самореализации” возникает потребность в истине, служении, совершенствовании и осмыслении человеческой жизни. У достигшего зрелого возраста здорового человека такие творческие потребности играют первостепенную роль. Однако вряд ли они будут приоритетны для человека, постоянно стремящегося удовлетворять другие, более “низменные” потребности. Маслоу считает, что такое препятствие процессу развития личности возникает либо из-за материальной нужды, либо вследствие социальной изоляции или незащищенности, либо же по причине аномальной фиксации на потребностях низшего уровня, в то время как во всех других отношениях человек готов прогрессировать в направлении более высокого уровня. Таким образом, не существует простой механической связи между уровнями дохода и продвижением личности вверх по иерархической лестнице потребностей. Богач может быть одержим жаждой еще большего личного обогащения или власти.

Представление о том, что, прежде чем люди смогут заняться продуктивной деятельностью, они должны удовлетворить насущные потребности, создает определенную проблему для принятого в ортодоксальной экономической теории утилитаристского анализа, исходящего из допущения о наличии у каждого человека благоприятных возможностей выбирать, действовать, строить предположения, давать волю воображению и становиться предпринимателем; просто у разных индивидов разные способности, познания и окружающая обстановка. И все же в действительности у того, кто живет впроголодь, практически не может быть никакого выбора или стремления, кроме как удовлетворить потребность в пище, т. е. буквально сводить концы с концами; больные и калеки часто целиком поглощены проблемами, связанными с их физическим состоянием; более удачливые, но физически и умственно измотанные однообразной “черной” работой, естественно, не имеют склонности заняться предпринимательской деятельностью после тяжелого трудового дня. Прежде чем “экономический человек” сможет осуществлять выбор и действовать, его следует накормить и одеть, дать ему отдых и здоровье. У выбирающего и действующего экономического агента из учебников есть насущные потребности, которые должны быть удовлетворены, прежде чем он сможет рассчитывать, вступать в сделки и осуществлять выбор так, как это предполагают авторы учебников. Таким образом, существованию экономического агента предшествуют необходимые материальные условия, которые ортодоксальная теория недооценивает или вообще игнорирует6. Эти условия соответствуют “материальным потребностям” по Маслоу.

Идеи Маслоу использовались в работах Horvat (1980, 1982) и Lutz and Lux (1979) как сильный аргумент в пользу более активного участия индивидов в принятии решений, которые непосредственно их затрагивают, что способствовало бы удовлетворению таких потребностей высокого уровня, как чувство собственного достоинства, самоуважение и самореализация личности. В этих работах подчеркивается, что, поскольку значительная часть жизни человека связана с его работой, необходима экономическая демократия, или самоуправление работников. Таким образом, мощный психологический анализ, разработанный Маслоу, позволяет далеко продвинуться в сфере экономической политики.

Однако если в основу исследования положена исключительно психология, то такой анализ потребностей исключает инсти- туционально-исторический фактор. Разумеется, не следует возводить непреодолимый барьер между психологической и экономической науками, но это не значит, что одной психологии достаточно. Экономическая теория не должна быть ограждена подобными барьерами и от других социальных наук.

Соответственно при всей значимости вклада Маслоу необходимо признать ошибочность перестройки экономической науки исключительно на психологическом фундаменте, и именно эту оговорку следует сделать в отношении ценной, интеллектуально стимулирующей книги Lutz and Lux (1979). Нужен более широкий кругозор.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория