Обучение персонала

Тон голоса

Тон голоса

Чтобы рассказывать истории в группах взрослых людей, особенно в контексте бизнеса, действи­тельно необходимы определенные навыки. Рас­сказчику нужно выбрать подходящий тон голо­са, который зависит от ситуации, от содержания истории и от особенностей аудитории.

Некоторые считают, что истории нужно рассказывать “материнским”, как называют его психологи, тоном — мелодично, спокойно, тихо и несколько более высоким голосом, чем обычно. Иногда это может быть действитель­но уместно, но совершенно не поможет вам укрепить отношения с группой, если вы рабо­таете с менеджерами высшего звена или с очень опытными, “бывалыми” людьми. И не нужно думать, что голосом “мамочки” могут разго­варивать только женщины. Мне приходилось слышать, как в подобном тоне разговаривают мужчины, — и это вызывает не меньшее раз­дражение!

Такой тон немедленно создает впечатление, будто всезнающий взрослый обращается к не­смышленым детям, а это уж точно не те отноше­ния, которые уместны в контексте бизнеса. Ис­кусство рассказывать истории взрослым состоит в том, чтобы вызвать у слушателей состояние детской открытости, но отнюдь не ребячливо­сти и незрелости. Между этими состояниями — дистанция огромного размера.

Чтобы вовлечь слушателей и вызвать у них интерес, ваш тон должен быть достаточно ме­лодичным. Но не нужно говорить нараспев или слишком монотонно — это отвлекает внимание от содержания. Помните, вы рассказываете исто­рию для того, чтобы слушатели получили удо­вольствие и чему-то научились. Иногда рассказ­чики ошибочно считают, что у каждого персонажа истории должен быть совершенно отдельный го­лос. Я выросла в чудесной волшебной атмосфере сказок о Винни-Пухе и других подобных исто­рий и часто прихожу в ужас, когда слышу, во что превращают эту прекрасную сказку некоторые рассказчики — с самыми благими намерениями, конечно же. Иногда ее рассказывают настолько неестественно и напыщенно, что все ее очарование просто пропадает.

“Привет, Пятачок”, — сказал Пух. (глубо­кий рычащий голос)

“Привет, Пух”, — сказал Пятачок, (резко и пискляво)

“Ой, смотри, Пятачок, это Иа-Иа, — сказал Пух. — Привет, Иа-Иа”. (глубокий рычащий голос)

“Привет, Пух, привет, Пятачок”, — сказал Иа-Иа. (печально и меланхолично)

…после такого начала начинаешь с ужасом представлять себе, как же выглядят Братец Кро­лик, Тигра и Кенга, уж не говоря о Кристофере Робине!

Конечно, рассказчику нужно уметь менять тон голоса, что достигается только практикой. Но необходимо помнить: во взрослой аудитории вариации тона голоса должны быть не так замет­ны, как в детской, — он должен помогать под­держивать интерес слушателей и доверие к содер­жанию истории.

Чтобы выбрать “верный” тон для истории, сначала нужно добиться “верного” состояния ума. Как мы знаем, ум и тело — части целостной си­стемы, и любые изменения в одном вызывают из­менения в другом.

 

Если вы мне не верите, попробуйте выполнить простое упражнение. Его можно сделать самосто­ятельно, но если вы выполните его вместе с другом или в группе, то получите полезную объективную обратную связь.

1.         Вспомните какой-нибудь недавний приятный опыт (рассказывать о нем не обязательно!).

2.         Ясно представьте себе эту сцену, тех, кто принимал в ней участие, место события и так далее. Эта картина черно-белая или цветная? Она статична или в ней есть какое-то дви­жение?

3.         Теперь вспомните звуки, связанные с этим образом. Кто-то что-то говорит? Вы слышите какой-то шум на заднем плане? Или было со­вершенно тихо?

4.         Наконец, вспомните, что вы ощущали в этой приятной ситуации, и полностью оживите ее в памяти.

5.         Удерживая все эти образы, звуки и ощуще­ния, посчитайте вслух от одного до десяти.

6.         А теперь вспомните ситуацию, в которой ис­пытывали раздражение или злость. Повтори­те все этапы упражнения и снова посчитайте вслух от одного до десяти.

Я не знаю, как будет звучать ваш голос те­перь, потому что все люди уникальны, но, скорее всего, в одном случае вы будете говорить громко, быстро и отрывисто, а в другом — медленно, спо­койно и мелодично. Какой бы ни была разница, это очень наглядная демонстрация воздействия мыслей на голос.

Вот несколько подсказок, которые помогут вам войти в нужное состояние, прежде чем начать рассказывать историю.

Вы — взрослый человек и разговариваете с взрослыми людьми.

Ваши слушатели не глупее вас.

История — это некая информация, которой вы делитесь со слушателями.

Не забывайте, почему и зачем решили рас­сказать историю.

Отдавайте себе отчет в том, какие реакции хотите вызвать у слушателей.

Оделяйте основное внимание содержанию, сюжету истории.

Чтобы история вызвала доверие, сделайте ее своей.

Голос живет в теле. Поэтому любые изменения позы — стоите вы или сидите, двигаетесь или остаетесь неподвижным, влияют на характеристи­ки вашего голоса. Принимайте это в расчет, с точ­ки зрения стиля истории и результатов, которые хотите получить.

Если вы предварительно “репетируете” исто­рию, поэкспериментируйте с разными жестами, позами тела. Чтобы представить себе, какие реак­ции они могут вызвать у слушателей, используйте упражнение “Первая и вторая позиция”, описан­ное в третьей главе. Как минимум, оно вас повесе­лит, а это еще один позитивный терапевтический эффект!

Вероятно, злейший враг голоса — напряже­ние в теле. Сколько раз вы стояли перед группой в 50 человек и вместо того чтобы говорить громко и свободно, могли выдавить из себя всего лишь какие-то невнятные писклявые звуки? В своей чудесной книге “Право голоса” (Right to Speak, 1992) Пэтси Роденбург предлагает упражнения, помогающие избавиться от напряжения в плечах, шее, спине или коленях и более свободно дышать и двигаться.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория