Обучение персонала

Традициям классического либерализма — теоретики прав собственности

Традициям классического либерализма - теоретики прав собственности речь

 

Верные традициям классического либерализма, теоретики прав собственности создают непроницаемую границу между государственной политикой и экономической наукой и между государством и гражданским обществом. В государстве они видят в основном блюстителя частных интересов, вмешательство и третейский суд которого допустимо лишь по необходимости. Государство стоит над гражданским обществом, а не переплетается с ним. Считается, что гражданское общество, будучи совокупностью изолированных друг от друга рациональных индивидов, занятых обменом и накоплением собственности, в основном отделено от государства.

Ошибка отчасти состоит в проведении строгой дихотомии между государством и сплетением индивидуальных интересов. В любой капиталистической системе, существующей в реальном мире, и государство и гражданское общество имеют свое отчетливое лицо, но это не означает, что между ними пролегла Великая Китайская стена. И та и другая сфера обладает определенной степенью автономности, но имеет место и взаимопроникновение. Считать, что гражданское общество либо полностью подчинено государству, либо полностью изолировано от него, — большое заблуждение7. Структура отношений между ними гораздо сложнее. Эта мысль получила четкое развитие в работе Stepan (J978):

«Государство — это нечто большее, нежели “правительство”. Это — совокупность постоянно функционирующих административных, правовых, бюрократических систем и систем принуждения; все они стремятся придать структуру не только отношениям между гражданским обществом и государственной властью, но и многим важным связям внутри самого гражданского общества» (Ibid., p. XII).

Тот факт, что представители школы прав собственности не видят структурообразующей роли государства, проявляется в их тенденции сводить понятие собственности к отношению между индивидом и благом, тогда как благодаря институциональным связям с социальными обычаями и государством собственность одновременно является отношением и между людьми, и между вещами8. В результате того что из понятия собственности устраняется социально-институциональный аспект, появляется возможность ошибочно трактовать права собственности в значительной мере или даже исключительно как совокупность положительных и отрицательных стимулов владельца, т. е. просто как усовершенствованный вариант исчисления удовольствия и страдания по Бентаму.

Если бы представители школы прав собственности открыто признали и приняли наличие у прав собственности юридического, обусловленного “писаными законами” аспекта, то они столкнулись бы с определенным затруднением. Их склонность находить решение любой экономической проблемы в терминах рынка и частной собственности не может найти применения, когда речь идет об институтах, которые сами способствуют порождению прав собственности. Распространение идеи прав собственности на институт, создающий эти права, не может ни привести к регулированию самого государства, ни сделать государство эффективным. Возникает логическая путаница. Не случайно теоретики прав собственности самому понятию собственности дают такую дефиницию, чтобы она не имела никакого или почти никакого отношения к государству.

Таким образом, несмотря на усиленные попытки представителей школы прав собственности расширить представление об экономической деятельности, им не удается преодолеть большую часть пороков предшествовавшей ортодоксальной теории. По словам Ганса Нутцингера, “права собственности слишком важны, чтобы доверять их экономистам школы прав собственности” (Nutzinger, 1982, р. 188).

Однако для того чтобы концепция прав собственности была адекватной, недостаточно подкрепить ее включением государства просто как dens ex machina [бог из машины]. По сути такое решение восходит к “Левиафану” Томаса Гоббса, где правитель, возвышаясь над обществом и дистанцируясь от него, обеспечивает порядок и предотвращает вырождение общества в хаос. Строгая дихотомия между гражданским обществом и государством является связующей нитью между воззрениями Гоббса и позднейшими идеями теорегиков-либералов.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория