Обучение персонала

В качестве “кейса”

команда

Однажды я вела семинар по созданию рабочих от­ношений для группы менеджеров крупной меди­цинской компании с севера Англии. После обеда я прочла вслух старую народную сказку “Репка”, а потом спросила: “Как, по-ва­шему, какое отношение это имеет к нашей сегодняшней теме?” Я выдала участникам копию текста сказки и надеялась, что они обсудят его и через не­сколько минут назовут мне один-два пункта. Как я ошибалась!

Участники разделились на две группы и це­лых 45 минут обсуждали сказку, анализировали ее содержание и даже спорили, а потом сообщили о        своих открытиях, которые я и записала на флип­чарте. Вот какие выводы они сделали:

 

Чтобы выполнить задачу, команде необходи­мо приложить усилия.

Как бы ни был мал вклад участника команды, он все равно важен!

Не судите об участниках команды на основа­нии чужих мнений.

Смело отстаивайте свои убеждения.

Когда другие бросают вам вызов, не теряйте уверенности в себе.

Создать команду гораздо продуктивнее, чем делать все самому.

С разными участниками команды нужно ис­пользовать разные стили влияния.

С разными участниками команды нужно го­ворить на разном языке.

Чтобы люди захотели вам помочь, нужно по­ощрять, а не запугивать.

Чтобы выполнить задачу, каждому участнику команды нужен стимул.

 

Обсуждайте задачу с участниками команды, чтобы они сообщали вам свои идеи.

Вопрос о наличии иерархии в команде — мог ли дедка сразу же позвать мышку?

Отдавайте себе отчет в размерах задачи и не позволяйте ей выходить из-под контроля.

Определите “правильное” время для выпол­нения задачи — к тому моменту, как репку вытащили, она могла давно сгнить!

Распределяйте вознаграждение между все­ми, кто принимал участие в выполнении за­дачи.

Верьте тем, кто этого заслуживает.

Кто был настоящим лидером команды — не появился ли новый лидер?

 

Не “застревайте” на проблеме, сосредоточь­тесь на решении.

 

Точно выдавайте инструкции. Дедка сказал: “Расти, расти, репка большая”, но не сказал, когда ей нужно остановиться!

 

Отдавайте себе отчет в силе таких утверж­дений!

 

Энтузиазм и интеллект, проявленные участ­никами обсуждения, удовольствие, с которым они это делали, привели меня в восхищение. В стиле, форме и языке этой сказки они обнаружили такие скрытые сообщения, которых даже я никогда не замечала!

Это еще одна причина для того, чтобы не раскрывать слушателям мораль истории (см. гла­ву вторую). Я предпочитаю поощрять людей са­мостоятельно взять из сказки как можно больше; при этом моя роль ограничивается тем, чтобы по­мочь им ясно формулировать свои мысли и при необходимости возвращать их к предмету обсуж­дения.

Возможно, вы думаете: “Ладно, все это пре­красно для групп, состоящих из менеджеров выс­шего звена с высоким интеллектом. На это могу вам сказать, что в группе, о которой мы только что говорили, самым горячим сторонником этого упражнения был менеджер по безопасности. Ему было за пятьдесят, и в группе его считали очень ограниченным человеком, “солдафоном”. Почти все время до этого упражнения он просто раздра­жал коллег.

После упражнения он сказал мне, что эта история “заставила его задуматься”. Она не из­менила его жизнь — слишком смелое предпо­ложение! — но если она хотя бы “заставила его задуматься”, думаю, это было хорошее упраж­нение!

Бетти Розен обнаружила подобный феномен, работая с детьми (1988):

Еще до того, как рассказать историю, я знала: она вызовет у детей сильные реак­ции с точки зрения воображения и речи… Но я не ожидала, что у них появится так много идей о том, о чем я и не планировала говорить, и что в результате возникнет оживленное спонтанное обсуждение проис­хождения историй и так далее…

После того как группа проанализировала историю, идеи на флипчарте привели нас к более традици­онным вопросам, например: “Какие из этих пун­ктов мы сейчас выполняем в нашей компании?” и “Каким образом можно использовать другие по­зитивные идеи сказки?”

История не только помогла нам кое-что по­нять, но и сыграла еще одну важную роль: стала прекрасным “якорем” на оставшуюся часть дня и породила множество шуток и комментариев: “Эта проблема в нашем отделе была похожа… на попытки вытащить репку!” или “Нам нужна по­мощь… эй, кто-нибудь, позовите мышку!”

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория