Обучение персонала

В конце дня

история

До того как я осознала всю огромную ценность историй, мои семинары заканчивались, в лучшем случае, настоящим “маниакальным буйством”. Одни участники все еще заполняли тесты или со­ставляли планы, другие вставали со своих мест, собирали вещи и пытались пробраться к выходу, некоторые пытались добраться до меня и что-то спросить. Я и сама никогда не могла понять, ког­да заканчивался мой семинар, и чувствовала себя совершенно измотанной. А как чувствовали себя участники, одному Богу известно!

Короткая успокаивающая история, возмож­но, обладающая гипнотическим эффектом, — хо­роший способ помочь расслабиться и успокоиться и себе, и слушателям, а также более четко опреде­лить конец дня или семинара. При этом историю нужно выбирать не менее внимательно, чем в на­чале работы, потому что эта последняя история вызовет ощущения, с которыми слушатели и по­кинут аудиторию, — ощущения и впечатления, связанные с прожитым днем, с содержанием се­минара и с вами.

Помните также, что в расслабленном состо­янии мозг очень восприимчив. Если вы усилили альфа-волны, о которых мы говорили во второй главе, смысл или мораль вашей истории воспри­нимаются непосредственно бессознательным “я” слушателей, и поэтому история обязательно должна нести позитивный заряд, вдохновлять или вызывать эмоциональный подъем. Здесь очень легко попасть в ловушку: нередко я на­блюдала, как тренер прекрасно рассказывал историю, а в конце говорил: “И помните, если у вас есть какие-то проблемы… вы всегда мо­жете ко мне обратиться”. Вы действительно хо­тите, чтобы после всей вашей работы в голове у слушателей остались именно эти негативные слова?

Часто я сама придумываю такую финальную историю. В ней я могу связать между собой все идеи, которые мы обсуждали в течение дня, поднести своего рода краткие итоги и создать “мост в будущее”, который поможет слушателям ис­пользовать новые знания в реальной жизни, на рабочем месте. Такую историю можно начать рас­сказывать, когда некоторые все еще заполняют тесты или опросники. Например:

Я вижу, некоторые все еще пишут… делая это, мы понимаем, что день, который мы провели вместе, подходит к концу… и скоро нам пред­стоит вернуться к своей работе в офисе (в ма­газине, в цеху, на фабрике)… мы можем пред­ставить себе, как завтра пойдем на работу… точно так же, как и всегда, но теперь это бу­дет немного иначе, потому что мы изменились., у нас теперь есть новые чудесные навыки… мо­тивации (уверенность в себе), и новые знания, которые мы сегодня приобрели… может быть, кто-то вас не узнает, а кто-то захочет, чтобы вы были таким, как прежде… в этом нет ничего страшного, ведь люди не умеют того, чему на­учились вы… пока не умеют… а когда научатся, то смогут поддерживать вас и помогать вам… точно так же, как вы поддерживаете их и по­могаете им…

Если вам не удалось придумать собствен­ную историю, прекрасным окончанием дня мо­жет стать, например, история “Принц и маг”, особенно если вы обсуждали неоднозначные идеи, связанные с изменениями, или говорили о новых понятиях, которые все еще могут вызывать у людей тревогу.

На поверхностном уровне эта история облада­ет гипнотическим и расслабляющим воздействием. На более глубоком уровне, на уровне бессозна­тельного, она поднимает очень личные и важные для каждого из нас вопросы о том, что есть истина и что есть реальность.

Другие хорошие истории для окончания дня — “Молитвалидера”, помо­гающая завершить обсуждение темы лидерства, и “Пророк” Халиля Джебрана. Эта история также обладает гипнотическими свойствами и может стать прекрасным заверше­нием любой работы, в которой был важен фактор обучения.

По моему опыту, единственный недостаток подобного завершения состоит в том, что слу­шатели настолько расслабляются, что не хотят идти домой! Ведь если вы рассказали историю действительно мастерски, то усилили альфа-волны мозга, и, следовательно, ввели слушате­лей в состояние расслабленного осознания, то есть в транс.

Эйлин Колуэлл, прекрасный рассказчик, от­мечает (1980), что лучшая похвала истории и рас­сказчику — тот момент тишины, который иногда возникает, когда история окончена. Пусть такая тишина вас не беспокоит, пишет Эйлин. Ведь слушатели все еще находятся в другом мире, и им нужно некоторое время на возвращение к реаль­ности.

Помните об этом. Дайте людям время на то, чтобы спокойно вернуться в реальный мир, и не мешайте им — не нужно вскакивать, хло­пать в ладоши и кричать: “Итак, пора закан­чивать …”

Если же вы хотите завершить день более ак­тивно, расскажите короткую, эмоциональную исто­рию, например мини-сагу “За что Спящая Краса­вица отдала бы все на свете”. Моя коллега, специалист по гендерным проблемам, однажды именно так закончила свое выступление перед группой менеджеров по персоналу. Оказа­лось, что эта история красиво и непринужденно завершила то, что обычно считается “трудной те­мой”, и одновременно вдохновила слушателей и заставила их задуматься.

Другие истории для “активного заверше­ния” — “Оставьте их в покое”, “Солнце и Ветер”, “Все эти бу­лочки’” и “Лошадь на дороге”.

 

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория