Обучение персонала

Вовлечение группы

Вовлечение группы

Классический прием риторических вопросов, который мы привыкли связывать с рассказыванием историй в детских группах, например “Как вы думаете, дети, что он там обнаружил?”, — помогает скорее произвести эффект, а не получить ответ на вопрос. Этот прием может быть полезным, но не лишен некоторого риска, как обнаружила одна учительница, когда рассказывала историю группе маленьких детей:

“Он отправился в сад и, как вы думаете, что он там увидел?»

“Слона», — уверенно ответил один мальчик. “Нет, дорогой, — мягко сказала учительница, — ведь это был маленький сад».

“А это был маленький слон”, — серьезно произнес ребенок.

Но если задавать риторические вопросы к месту, они могут оказаться полезными и в группах взрослых. Давайте сравним предыдущий пример с тем, как я рассказываю историю о психологе Элтон Мейо, который в 20-х годах проводил знаменитые эксперименты на фабрике в Хоторне, в Соединенных Штатах, чтобы изучить влияние освещения на производительность труда.

“Итак, Элтон Мейо и его коллеги начали свой эксперимент с того, что обошли всю фабрику и включили все лампочки. Если бы это сделали вы, то какой эффект ожидали бы получить? Как бы это повлияло на производительность труда?”

“Она бы повысилась”.

“Точно. Вы правы. И Элтон Мейо похлопал самого себя по плечу и рассказал всем, какое важное открытие сделал. Потом, просто из любопытства, он решил выключить все лампочки и посмотреть, что произойдет. Если бы вы это сделали, то какой эффект ожидали бы получить? Как бы это повлияло на производительность труда?”

“Наверное, производительность бы упала».

“Конечно, именно этого вы бы и ждали… и Элтон Мейо ожидал того же. Но к его удивлению, произошло прямо противоположное. Производительность снова выросла. Итак, что бы он ни делал с освещением, производительность продолжала расти. Эти результаты настолько удивили Мейо и его коллег, что они спросили у женщин — работниц, принимавших участие в эксперименте: “Послушайте, мы не понимаем, что происходит. Мы включили свет, производительность выросла; потом мы выключили свет, производительность опять выросла. В чем тут дело?” И как вы думаете, что ответили работницы…?” …и рассказ продолжается. Эта история основана на фактах, а не на фантазии, и поэтому риторические вопросы здесь можно использовать более сдержанно, в режиме диалога. Аудитория, вероятно, знает что следует, а если и нет, то вы вряд ли получите от нее какие-то фантастические ответы, вроде “маленького слона”. Хотя кто знает!

Подобные вопросы могут быть очень хорошим средством. Если участники группы видят, что помогают вам рассказывать историю, им легче почувствовать себя ее частью; в группе возникают живые эмоции, людям становится очень интересно, чем все закончится, и они запомнят историю гораздо лучше.

Эти вопросы риторические, и поэтому не так уж страшно, если на вопрос никто не отвечает, — тогда вы просто отвечаете на него сами! Но в то же время подобные вопросы могут дать вам возможность похвалить участников за их ответы. Я, например, часто говорю такие поощрительные фразы;

Точно! Совершенно верно! Прямо в точку!

Кроме того, риторические вопросы не позволяют “нападать” на участников группы. Тренеры и менеджеры часто используют более традиционные вопросы. Тренер, например, говорит: “Как бы это повлияло на производительность труда… Джим?”, тыкая пальцем в Джима. Джим, который спокойно предавался собственным размышлениям, подскакивает на стуле, видит, что на него направлено Двадцать пар глаз, его лицо приобретает красивый розовый оттенок — и всем становится ясно, что Джим пропустил рассказ мимо ушей.

Мне не раз приходилось наблюдать, как тренеры и менеджеры использовали подобную уловку и были очень довольны тем, что им удалось “подловить” “нерадивого” слушателя. Им действительно это удалось. Но нужно отдавать себе отчет: подобные техники — манипуляция, и даже если вы благополучно забудете об этой ситуации, бедняга, которого вы “подловили”, прекрасно ее запомнит и найдет способ отомстить вам!

Рассказывая истории, мы должны стремиться создать приятную и позитивную атмосферу и для себя, и для группы. Используя свой голос и язык тела, мы хотим укрепить раппорт с группой, создать связь с ней и облегчить общение и обучение. Как пишет Нэнси Меллон (1992):

Когда мы рассказываем истории с помощью голоса, жестов и доброй воли и благодаря тем источникам мудрости, которые они открывают, из наших внутренних глубин пробуждается здоровое состояние творческого приключения.

И куда приведет нас это приключение? А это уже другая история…

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Объявления
Экономическая теория